патентное бюро
защищаем интеллектуальную собственность
поиск по сайту
заказать звонок
Пн-Пт 9:00-18:00
Москва, ул. Маршала Рыбалко,
д.2, к.6
, подъезд 5, офис 402

Как доказать факт проведения социологического опроса?

Факт проведения опроса в Лаборатории социологической экспертизы подтверждается при помощи собранной в ходе исследования информации, к которой могут относиться:

  • записи личных подтверждений участия в опросе со стороны респондентов, (подписание анкеты на сайте аудиозаписью или сканированной личной подписью), к результатам опроса прилагаются размещенные на облачном сервисе и физическом носителе контрольные аудиозаписи, в которых респонденты подтверждают свое участие в конкретном опросе;
  • протоколы нотариального осмотра сайта (оформляется протокол осмотра информационных ресурсов);
  • путем повторного контакта с респондентами в режиме реального времени через специальный сервис (каждому респонденту при проведении исследования присваивается уникальный шестнадцатизначный код — предоставляется вместе с массивом исследования), проверка осуществляется на сайте сервиса https://proverkaoprosa.ru/ посредством телефонной связи с участником опроса (ЛПР может ввести идентификатор в специальное поле – соединение установится автоматически — и убедиться, что такой человек есть и он давал такие ответы);
  • таблицы собранных данных и т. п. материалы (например, видеоматериалы по итогам натурального эксперимента).

При заказе услуг по проведению социологических исследований обратите внимание на то, какие Вам предлагают способы верификации опроса и ответов участников.

Почему неактуальны опросные листы?

Опросные листы являются устаревшей формой сбора социологической информации. Их технически невозможно использовать при интернет-опросах, и они все реже используются при личных опросах, заменяясь заполнением форм на планшетных компьютерах. Опросные листы могут быть заменены электронным эквивалентом – таблицей данных, которая позволяет проверить точность и объективность всех вычислений. Такая таблица может быть предоставлена Лабораторией социологической экспертизы по запросу.

Почему обезличиваются персональные данные участников опроса?

Во-первых, идентификация личностей респондентов сама по себе не может служить доказательством ни факта проведения опроса, ни отсутствия такого факта. Во-вторых, Федеральный закон «О персональных данных» прямо обязывает лиц, осуществляющих обработку персональных данных в статистических или иных исследовательских целях, обезличивать персональные данные. Обезличивание также соответствует официальной государственной политике Российской Федерации, состоящей в том, что в целях повышения информационной безопасности государственных информационных систем в Российской Федерации и защищённости персональных данных граждан Российской Федерации должна обеспечиваться минимизация состава обрабатываемых персональных данных, необходимых для решения возлагаемых на информационные системы задач.

К персональным данным могут относиться: фамилия, имя, отчество; год, месяц, дата и место рождения; адрес места регистрации и проживания; семейное, социальное, имущественное положение; образование, профессия, доходы; паспортные данные и т. п. Даже адрес электронной почты или номер мобильного телефона совместно с именем или фамилией является персональными данными, так как позволяет косвенно определить физическое лицо.

Раскрытие конфиденциальности респондентов запрещено всеми основными профессиональными стандартами социологов, такими как Профессиональный кодекс социолога, Этический кодекс Международной социологической ассоциации, Международный кодекс ICC/ESOMAR по практике проведения маркетинговых и социальных исследований. Разглашение информации о респондентах, принявших участие в политических опросах, может сделать их объектом целенаправленной пропаганды или даже преследования. Нарушение анонимности в исследованиях рынка грозит применением к респондентам манипулятивных техник продаж.

Обработка персональных данных осуществляется таким образом, чтобы сочетание данных не позволило однозначно идентифицировать респондента. Представим себе, что мы обезличили в массиве только ФИО респондента. Тогда любой может посмотреть, как ответила на вопросы в населенном пункте со 100 жителями женщина 35 лет с высшим образованием, потому что если женщина 35 лет с высшим образованием во всем населенном пункте одна – говорить об анонимности будет нельзя. Также предоставление в суд деанонимизированного массива может привести к тому, что оппоненты начнут участников опроса вызывать свидетелями — естественно, кто-то из респондентов не подтвердит свое участие в опросе или за деньги может дать ложные показания.

Сколько необходимо собрать подтверждений участия в опросе?

Согласно ГОСТ Р ИСО 20252-2014 «Исследование рынка, общественного мнения и социальных проблем. Словарь и сервисные требования»: «Для всех проектов, при реализации которых сбор данных проводится посредством интервьюирования, независимо от того, проверяются ли записи, содержащие данные, валидация должна проводиться либо посредством повторного контакта с респондентами, либо мониторингом. Минимальный уровень валидации через повторный контакт должен составлять 10% от интервью или фактов». То есть, при выборке 1000 человек достаточно 100 подтверждений для верификации валидности исследования.

Что содержит массив данных социологического исследования?

Массив предоставляется по запросу в печатном или электронном виде и содержит ответы респондентов в закодированном виде (количество строк документа равно количеству опрошенных). С целью защиты персональных данных участников опроса после завершения исследования может подвергаться обезличиванию следующая информация: точка опроса (место проведения опроса), код интервьюера (лицо, проводящее интервью), пол респондента, возраст респондента, образование респондента и др.

патентное бюро
«ПатентПрофиль» patentprofil.ru © 2017 все права защищены и охраняются законом.