Пн-Пт 9:00-18:00
МОСКВА,
НИЖНЯЯ КРАСНОСЕЛЬСКАЯ
ДОМ 13, КОРПУС 1, ОФИС 401
ЗАЩИЩАЕМ
интеллектуальную собственность
заказать звонок

Социологическая диагностика — как индикатор различительной способности средств индивидуализации

«Социологическая диагностика приобретенной различительной способности средств индивидуализации» — так называется статья
И. В. Батыкова, вышедшая в журнале «Общество: социология, психология, педагогика» № 2 от 2021 г.

Для доказательства приобретения обозначением различительной способности могут быть представлены содержащиеся в соответствующих документах фактические сведения о длительности, интенсивности использования обозначения, и в том числе о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов.

При оценке вопроса, может ли обозначение в результате длительного использования приобрести различительную способность, необходимо учитывать, в какой степени его применение на товаре способно обусловить его восприятие потребителем как обозначения, выполняющего функцию средства индивидуализации конкретного товара определенного изготовителя.

Важно отметить, что при оценке приобретенной различительной способности наличие у обозначения изначальной различительной способности может быть очевидным в разной степени. В связи с этим в зависимости от очевидности наличия у обозначения изначальной различительной способности будет различным и объем использования (уровень известности), необходимый и достаточный для достижения того уровня различительной способности обозначения, когда оно может быть признано охраноспособным.

Основные характеристики социологической экспертизы для выявления наличия или отсутствия у объекта дополнительной различительной способности, приобретенной в процессе использования путем проведения социологического опроса потребителей: 

  • оптимальный и распространенный для подобных исследований метод интернет-опроса;
  • оптимальный объем выборки от 500 до 1500 человек (выборка в 400 человек является минимально достаточным объемом для репрезентации распределения в генеральной совокупности практически бесконечного объема);
  • отсутствуют специальные рекомендации по объему выборки и ее географическому распределению конкретно для проведения опросов, касающихся различительной способности.

Для иллюстрации того, как корректно сформулировать инструментарий исследования и определить правильную методику социологической экспертизы рассмотрим два примера для разных типов обозначений: словесного и графического, т. е. изобразительного.

Объект исследования: обозначение «МЕЖДУНАРОДНАЯ ШКОЛА ДИЗАЙНА»

Ключевые вопросы исследования были направлены на выяснение степени известности обозначения «МЕЖДУНАРОДНАЯ ШКОЛА ДИЗАЙНА», так как именно становясь широко известным потребителям вследствие использования для индивидуализации продукции, обозначение приобретает дополнительную различительную способность.

  • Вам знакомо или не знакомо данное обозначение?
  • Вам доводилось или не доводилось когда-нибудь пользоваться услугами под данным?

Аналогичные ключевые вопросы об известности тестируемого обозначения также были заданы и на ретроспективную дату (выяснение положения дел при установлении наличия или отсутствия различительной способности (в том числе приобретенной) возможно как на настоящее время, так и на ретроспективную дату в прошлом, как правило связанную с датой приоритета одного из товарных знаков в деле).
С целью определить, что у потребителей сформировались соответствующие действительности корректные ассоциации тестируемого обозначения с продукцией был задан дополнительный вопрос: 

  • Как Вы считаете, что такое — «МЕЖДУНАРОДНАЯ ШКОЛА ДИЗАЙНА»?

Пример исследования приобретенной различительной способности изобразительного обозначения «F1».

При исследовании приобретенной различительной способности изобразительного обозначения методика исследования релевантна тем же требованиям и условиям, какие предъявляются и при экспертизе словесного обозначения.
Для расширения доказательной базы в части известности рассматриваемого знака могут быть заданы дополнительные вопросы. Для изобразительного обозначения эти вопросы помогут упрочить вывод о широкой известности объекта. В частности, полезно будет уточнить наличие или отсутствие у потребителей ассоциаций графического обозначения (картинки) с компанией-производителем товаров/услуг (для словесного обозначения этот вопрос может быть менее значим, особенно в случае, если наименование товарного знака совпадает с наименований компании-производителя/правообладателя).

Объект исследования: изобразительное обозначение «F1» 

Возможные дополнительные вопросы:

  • По Вашему мнению, какой компании из перечисленных принадлежат исключительные права на данное обозначение?
  • С Вашей точки зрения, какая компания является производителем товаров/предоставляет услуги под данным обозначением?

Таким образом, ключевые вопросы исследования должны раскрывать и обосновывать уровень известности тестируемого объекта, так как дополнительная различительная способность приобретается объектом в процессе его использования на рынке компанией-производителем для индивидуализации продукции – чем больше потребителей знают обозначение, тем больше покупателей корректно свяжут его с какой-то одной конкретной компанией.

Открытым и дискуссионным остается вопрос конкретных формулировок анкетных вопросов, раскрывающих эмпирические индикаторы, составляющие в совокупности пул данных для вывода о наличии или отсутствии различительной способности. В статье приводятся классические формулировки, раскрывающие смысл индикаторов, однако форма вопроса и вариантов ответа может варьировать от исследования к исследованию в зависимости от множества факторов.